На этот вопрос нет такого прямого однозначного ответа. Все зависит от условий в которых находится предприятие. Мы можем только рассмотреть в исторической ретроспективе, что происходило с отделами маркетинга и как менялись их функции в ведущих мировых компаниях.
Сначала всегда создавался достаточно большой отдел маркетинга. Скорее это можно было объяснить тем, что топ-менеджмент имел в основном техническое образование. Им необходимо было иметь маркетологов для профессиональной постановки задания аутсорсинговым фирмам (например, рекламным и исследовательским агентствам), но со временем наличие МБА стало обязательным атрибутом управленцев. И отделы были сокращены. Я не говорю что совсем упразднены, но количество занятых в них значительно уменьшилось. Специализированные агентства стали напрямую общаться с топ-менеджментом.
Я считаю, что большие отделы маркетинга, которые выполняют все работы сами для своего предприятия на самом деле не нужны. Зачем держать большое количество людей в отделе маркетинга, если можно давать на аутсорсинг достаточно много специальной работы. Например, если вы проводите акцию и вам необходимо обзвонить своих возможных клиентов, зачем организовывать постоянный колл центр, если есть специализированные компании? Зачем держать штат интервьюеров, если есть специализированные исследовательские компании? Зачем в штате дизайнер, если есть креативные агентства? И т.д.
Но в тоже время, я считаю, что отдел маркетинга на предприятии должен быть. Во-первых, что бы действительно эффективно сотрудничать с профессиональными агентствами, правильно ставить задачу и анализировать полученные данные, постоянно отслеживать тенденции на своем рынке, и правильно доносить маркетинговые решения до руководства компании
Ирина Лылык