Украинская Ассоциация Маркетинга
Сегодня:
21
Среда
Ноябрь 2018
Персональный вход:   Логин: Пароль: Забыли пароль? Зарегистрироваться
Поиск по сайту: Найти
 






-> Опросы

Доверяете ли Вы результатам маркетинговых исследований?





Обязательно ли участвовать во всех опросах, которые присылают компании?




-> Горячие темы форума
-> честная реклама: это реально?
-> Организация иссследований в маркетинге
-> Дизайн виставок
-> Качество или количество
-> Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Другие темы форума

Региональные представительства ИГКР
Все об исследованиях
Научные конференции
-> Клуб директоров МИ

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗИТПОЛОВ В УКРАИНЕ

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗИТПОЛОВ В УКРАИНЕ
проф. Николай Чурилов, генеральный директор, ТНС Украина:

Первый "Exit poll" был проведен сомпанией «Социс» (это компания предшественник компании TNS Ukraine) во время парламентских выборов в 1998 году. Это был первый "Exit poll" не только в Украине, но и на территории бывшего Советского союза В то время еще не было литературы по методике проведения подобного рода исследований (к стати ее не много Вы сможете найти и сейчас). И тем не менее, первый "Exit poll" был организован и проведен очень удачно.
Основная задача "Exit poll" состоит в предоставлении прогнозных оценок только что состоявшихся выборов, а также накопление статистической информации об электорате. Основные задачи опроса определяют особенности подготовительного этапа исследования, диктующие исследователям в качестве основных условий - точность и репрезентативность, получаемых данных.
Кроме того следует подчеркнуть, что только данные такого исследования могут нарисовать “портрет” електората той или иной партии, кандидата на президентских выборах или партийного блока. Дать дополнительную информацию о процессе принятия решений избирателями, степени доверия самому процессу выборов и много другой ценной информации, которая может быть впоследствии использована при прогнозировании электорального процесса.
Во время первого "Exit poll" мы провели два эксперимента. Они были направлены на тестирование методики отбора респондентов. Результы экпрериментов показали, что выборки, сформированная случайным и квотным отбором не приводят к существенным различиям в результатах экзитполов. Процедура отбора респондентов осуществлялась методом face-to-face.
До 2002-2004 года при проведении "Exit poll" мы реализовывали многоступенчатый отбор респондентов: сначала отбирались области, затем населенные пункты и на предпоследней ступени отбора отбирались избирательные участки. В первых своих опросах мы хотели опросить одинакового количества респондентов на всех избирательных участках. То есть, применялся единый шаг отбора. Потом мы поняли, что это было ошибкой. Но при этом мы ни разу не ошибались в результатах, что меня очень удивило.
Сейчас мы применяем другую схему многоступенчатого отбора: сначала область, потом избирательный округ, и только третья ступень – это участок. Количество респондентов, которых нужно опросить, определяется пропорционально численности округов и избирательных участков. Мы проводим опросы примерно на 500-600 участках. Почему не на большем количестве? Лишь только потому что для опросов на тысяче избирательных участках нужно будет потратить примерно в два раза больше средств.
На практике "Exit poll" обычно предшествует массовый опрос. По кандидатам Александру Морозу и Юлии Тимошенко результаты массовых опросов очень отличались от результатов проведенных нами "Exit poll". Это, как потом выяснилось, объясняется тем, что массовые опросы проводятся в 150-200 легкодостижимых точках опроса (селах и городах компактно расположенных и расположенных не на периферии). А избиратели Александра Мороза и Юлии Тимошенко, как показали последующие опросы, как раз и располагаются на периферии.
Последние 7-8 лет мы стали прогнозировать явку избирателей не только на отдельных округах и даже по выбранным нами избирательным участкам, но и по времени голосования. Мы четко установили, что основная масса избирателей в селе голосуют до 15:00 и поэтому шаг отбора на таких участках строится исходя из этого факта. Аналогичная картина просматривается и в городах - 65-70% горожан, как правило, голосуют до трех часов дня. Этот факт также учитывается при расчете шага отбора респондентов как в утреннее, так и в после обеденное время.
Изменилась и система передачи информации. Раньше интервьюер сообщал нам суммарную информацию по телефону. Сейчас используются кол центры: один оператор опрашивает интервьюеров на 10 участках. Используются данные не только о том, как проголосовали избиратели, но и то, кто проголосовал (исходя из их социально-демографических характеристик), а также тот факт, когда было принято такое решение. Такая методика опроса позволяет нам предоставить Заказчику исследования сводную презентацию на 60-80 страницах, в которой информация представлена не только по стране и отдельным областям, но и по отдельным кандидатам, партиям или блокам. Но такая информация, как показывает практика, нужна и интересна, в-основном, нам - исследователям, а заказчика интересует только рейтинг кандидата или партии.
При проектировании исследования "Exit poll" нас также интересует, покрытия кто из мобильных операторов покрывает зоны, где проводится опрос. В этом случае интервьюеры ориентируются на операторов, которые работают в этих зонах, иначе из центра опроса к ним дозвониться просто невозможно.
Если в регулярных опросах мы постоянно сталкиваемся с нарушениями и фальсификациями, то за 16 лет проведения "Exit poll" мы выявили только один случай фальсификации результата со стороны интервьюера. У нас ведется постоянные контроль за тем, как ведется голосование по каждому интервьюеру и избирательному участку.
В 2002 году мы (а мы работали в консорциуме – 4 исследовательские компании) опубликовали результаты в 21:00, когда закрылись участки для голосования. Но предварительные результаты, которые были опубликованы через 2-3 дня после завершения выборов, резко отличались от наших. Тогда мы созвали пресс-конференцию и заявили о преднамеренной фальсификации результатов выборов. Но через пару дней были оглашены официальные результаты, которые совпали с нашими.
Согласно результатам последнего "Exit poll", Свобода проходила в Парламент, на первом месте должен был быть Блок Петра Порошенка, а на втором - Народный Фронт. Но официальные результаты выборов резко отличаются. Ошибка в 4-5% просто невозможна для таких "Exit poll", проведенных не только нашей компанией и 4-мя другими исследовательскими компаниями, которые проводили такие же "Exit poll".
Так стоит ли вообще проводить "Exit poll" и маркетинговые исследования?



Вернуться к списку